История Шотокана

W.S.K.F. Хитоши Касуя Гитин Фунакоши "КАРАТЭ-ДО: МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ".

информация взята с http://www.permsport.ru

Историю воинских искусств надо знать:

чтобы не казаться наивным дурачком, которому "навешали лапши на уши" псевдо-специалисты. Большинство рассказов о мастерах и стилях - не больше чем красивые легенды. Разгребая "сказочные завалы", надо искать то, что действительно было. Обнаружив, что каратэ конца XIX века и начала XX - совершенно разные вещи, начинаешь понимать, что древние умели сражаться, и действительно умели постоят за себя. Но не так, как пишут в "ширпотребовских" книжках про "удар кулаком, сила которого доходит до 700 килограмм".
чтобы знать, как занимались древние. Сравнивая, ты можешь выявить приоритеты в методике тренинга для себя.
чтобы понимать, к чему стремились бойцы прошлого, что ценили. Моральные аспекты тренинга - не самое последнее в деле возмужания. Зная, чего придерживались Мацумура, Сакугава, Фунакоши, Мабуни, Мияги и другие великие мастера (великие не в смысле умения "укокошить" врага, а великие в своём умении повести за собой людей). Харизма, которой обладали эти выдающиеся люди, позволила им привлечь внимание всего мира к воинским искусствам.
История развития Шотокан
Основатель каратэ-до и его классического стиля Шотокан, Гичин Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957 гг.) родился в первый год реставрации династии Мейдзи (1868 -1912) в королевской столице острова Окинава - Шури в семье самурая. Это самый крупный остров архипелага Рюкю, который находится на пересечении морских торговых путей, практически, в равном удалении от Японии, Китая, Тайваня и Кореи. С одной стороны державы вели военную борьбу за владение архипелагом, с другой, многие военные подразделения после междоусобных войн находили себе на нем убежище. С незапамятных времен каждый житель по своему существу и природе, способу существования и наследственной предрасположенности, был воином. Вполне естественно, что под жестким давлением запрета ношения оружия с XV века и практики выживания в бою без такового, Окинавцы, аккумулируя передовые технологии военных единоборств, быстро сформировали высокоэффективное искусство самообороны.

Часть идеограммы "кемпо" (по китайски "чуань") - "тэ" -, (рука, руки - в смысле рукопашного боя) стало обозначать рукопашный бой на Окинаве. Назвался он так же Буси-но-тэ (руки воина), Окинава-тэ (руки Окинавы), То-тэ (волшебная рука) или Кара-тэ (китайские руки) - волшебный, или китайский рукопашный бой.

Японское произношение этой идеограммы двоякое: "То" - волшебный, или "Кара" китайский, Великий Китай династии Тан.

Различные техники соединялись и отсеивались в условиях жесточайшей конкуренции. Ошибка могла стоить человеку жизни и не прощалась. Внутреннее содержание "победить или умереть" призывало к максимально эффективному использованию возможностей человека и его организма. Принципы - "одним ударом наповал, движение - минус противник", "только опыт имеет значение", были основными. Несмотря на закрытый характер и конспирацию занятий, в 18 веке в Шури мастером Сокугавой была организована первая официальная школа Тэ. Верховный наставник боевых искусств на Окинаве с 1848 года Матсамура Шокун из Шури так же основал школу Шорин - рю Каратэ. Одни и те же иероглифы читаются по-японски Шорин-джи кэмпо, а по-китайски - Шаолинь-шу чуань ( Шорин - "молодой лес"). В отличае от староокинавского направления Шорэй ("душа, постигшая просветление"), где традиционно уделялось повышенное внимание устойчивости, физической силе, резкости и закалке бьющих поверхностей для пробивания доспехов, в Шорин всё же преобладали нравственное воспитание и дисциплина Сюгё, тонкий маневр и обманные движения. Несмотря на прямую связь с китайскими источниками, никогда и нигде ранее, не было таких условий практического отбора и синтеза тысячелетиями оттачиваемых приёмов. Ученик Мутсамуры - Асато Анко был непревзойденным специалистом боевых искусств во всей Окинаве. Именно Асато и стал первым наставником Фунакоши Гичина, который долгое время был его единственным учеником. Сам факт этого уже является признанием выдающихся способностей Гичина. Раньше учителя долго выбирали себе ученика, и могли не брать его без многолетней закалки или из-за плохих качеств характера.

Гичин родился недоношенным и рос слабым ребёнком, требующим постоянного внимания. Поэтому его детство протекало под присмотром дедушки и бабушки. В начальной школе Гичин подружился с сыном Асато, что и определило его судьбу. Следуя традициям, мастер Асато своих детей передал в ученики близкому другу Итоцу Анко (Ясуцунэ) со словами: "Воспитай как своего сына". Занимаясь только с Гичином, он укрепил здоровье мальчика, научил наслаждаться Тэ, ввел в круг великих мастеров. Часто Асато вместе с Итоцу тренировали Гичина совместно, иногда его тренировал сам Матсамура. Фунакоши Гичин приводил и своих детей, в дальнейшем, к великим мастерам Асато и Итоцу Анко, приобщая их к каратэ.

Реставрация династии Мейдзи
Лидеры реставрации были людьми образованными, с высокой степенью закалки и стойким характером. Занятия боевыми искусствами определяли их жизненный путь. После запрета на ношение двух мечей в 1876 году и прекращения выплат наследственных жалований, приблизительно два миллиона самураев, в том числе и Гичин, были вынуждены искать себе применение. Философия фукоку - кёхэй (процветающая страна с сильной армией) требовала, сохраняя традиции, создать новую стандартную общеобразовательную систему, которая поставляла бы умелых работников и воинов для Японии. Фунакоши Гичин с 1888 года в Шури начал практику учителя. В 90-м году его переводят в Наху, где он продолжает тренироваться у Киюна, Тооно, Нингаку. В конце девятнадцатого века, особое внимание уделялось нравственному и физическому воспитанию, и правительство Японии провело ряд медицинских, социальных и педагогических реформ в области каратэ. После инспекции школ Окинавы в 1902 году эту дисциплину официально вводят в учебную программу первой средней школы и педагогического училища. Фунакоши с разрешения Асато и Итоцу набрал первые классы учеников по каратэ...

Хотя исчезла жизненная необходимость при столкновении убивать противника, поединки часто заканчивались тяжелыми увечьями или даже смертью. Фунакоши совместно с Итоцу в 1905 году вынуждены были начинать разрабатывать теорию более популярного в дальнейшем спортивного раздела. Однако, мастер до конца своих дней был против спортивного понимания каратэ. С 1905 года периодически, а с 1912 года он постоянно проводит показательные выступления на Окинаве, способствуя более открытому отношению к этому боевому искусству. К этому времени Фунакоши становится признанным лидером Тэ. Директива министерства образования 1911 года способствовала увлечению воинскими искусствами и была первым официальным признанием со стороны властей важности современных воинских дисциплин в деле воспитания японских граждан. Благодаря Рокуто Яширо, капитану учебного корабля, курсанты императорского флота также начали заниматься каратэ, после чего о нем уже заговорили и в Токио. В 1912 году первая императорская флотилия остановилась в заливе Чуджо и тоже познакомилась с каратэ. В этом же году под руководством Фунакоши Токомура, Мабуни, Исикава, Тукусума, Кяму, Яхику, Огусуку в лучших залах Окинавы демонстрировали свое искусство. Демократические тенденции эры Тайсё (Великая справедливость 1912 - 1926 гг.), стимулировали интеллектуальную активность. В 1916 - 1917 гг. были пересмотрены все учебники в Японии. И в 1916 году Гичин выступает в "Бутокодене" перед официальными лицами Японии. Несмотря на усиление гражданского контроля над военными силами в 20-е годы, не популярная Сибирская экспедиция 1918 - 1919 гг., под давлением военного ведомства, вылилась в военное присутствие в Манчжурии до 1922 года. Рос интерес к боевым искусствам.

Командующий эсминцем кронпринца Хирохито, Нориказу Канна тоже был окинавцем. Благодаря этому, по пути в Европу, 6 марта 1921 года будущий император просмотрел показательную программу в замке Шури под руководством Гичина, который к тому времени уже стал президентом Окинавской ассоциации духа воинских искусств. Хирохито, как и Гичин, был хрупкого телосложения. Он изумился, что никому не удавалось опрокинуть или сдвинуть мастера с места, включая добровольцев из публики. Сила ударов в томишивари (разбивание предметов) была поразительной. Мощные удары ногами в нижнем уровне, которые практически не отражались, плотная работа на средней дистанции в сочетании с эффективной бросковой техникой, не оставляли противникам никаких шансов. Все это было отражено в официальном отчете японскому правительству и определило дальнейшее развитие каратэ. Двадцатилетняя деятельность Великого учителя была замечена. Мастер был приглашен на первую национальную атлетическую выставку весной 1922 года, организованную министерством образования Японии. Только в 20 веке Япония открыла для себя каратэ - Окинавское искусство с вековыми традициями. Выступления Гичина были очень хорошо продуманы, заранее были разосланы приглашения элите, интеллигенции, что в последствии вызвало огромную опулярность каратэ у широких слоев населения. В 1922 году Мейкё по джиу-джитсу Оцука Хиденори с помощью Гичина открыл для себя мир каратэ и стал ее учеником (В дальнейшем основал Вадо Рю). Дзигоро Кано - основатель дзюдо, пораженный техникой Гичина, пригласил его читать лекции и обучать каратэ в Кодокане. Под влиянием Фунакоши раздел атэ-ваза в дзюдо гошин-джитсу стал высокоэффективным и приобрел каратэ-подобные черты. Однако, ввиду конкуренции, этого факта никто не признавал. В 1922 году выходит книга "Рюкю Кэмпо Каратэ" (Ryukyu Kempo Karate Tokyo,1922), состоящая из 5 глав: "что такое каратэ", "ценность каратэ", " тренировки и преподавание", " организация каратэ", "основные принципы и ката": Хейан 1-5, Нэйхан-чи 1-3, Бассай 1-2, Кушанку 1-2, Сэйшан, Чинто, Чинтэ, Джиин, Джиттэ, Джион, Ваншу, Вандан, Рохай, Джумми или йюмми, Вандо, Сочин, Нишейши, Сансэру, Супаринпей, Ванкуван, Кокан, Унсу. 30 ката. Названия ката окинавские и китайские. В приложении к книге "Рюкю Кэмпо Каратэ", были описаны меры предосторожности во время занятий. Эта книга, подобно таблице Менделеева в химии, в мире боевых искусств дала новый виток развития.

Уже через год в 23-м году Гичин открывает свой зал в Токио в Мейсей Джуку. Даже великие чемпионы по сумо начали осваивать технику каратэ под руководством Гичина. Известный чемпион того времени Уичиро Ониши со всей командой приходил к нему для тренировок. Чемпион Фукуянаги приходил отчитываться к Фунакоши после поездок по стране. "В каратэ каждый находит то, что ищет",- говорил великий мастер.

Росло желание общества заниматься каратэ. И, прежде всего, активную позицию в освоении нового заняло студенчество. В 1924 году университет Кейо первым организовал клуб каратэ для физического воспитания студентов, после чего Токушоку, Хасей, Нихон (медицинский колледж), Императорский Васседа, Мей Дзи, Военная и Морская академии, институт физического воспитания (Никай До) и другие столичные университеты ввели эту дисциплину у себя. В 1924 году публикуется этапная работа: Рентан Гошин Каратэ-джитсу.

В Японии каратэ стало популярнее, чем на Окинаве, и огромный приток неподготовленных людей заставил объединиться вокруг Фунакоши Гичина мастеров каратэ в попытке выработать безопасные и пригодные для обучения широких масс методики. В 1926 году соратник мастера и один из учеников Итоцу - Кенва Мабуни открывает свою школу в Осаке (в дальнейшем основатель стиля Шито-рю). Реформа была неизбежна. "Каратэ может быть одно"- говорил Фунакоши Гичин, и все с ним тогда соглашались.

В 1929 году Фунакоши изменил написание слова "каратэ". Начало 30-х годов отмечено значительным влиянием радикальных националистов. Университет Кейо сформировал группу исследований и в 1933 году Фунакоши обосновал измение написания слова "каратэ" в работе "Дай Ниппон Кемпо Каратэ" (великий японский метод кулака пустой руки). В буддистких выражениях "Шики соку зеку, ку соку зешики" (материя - пустое, все - суета. ) иероглиф "Ку" (правда, истина, справедливость) может произноситься - "кара" - "пустой". Он и заменил однозвучный иероглиф "кара"- китайский.

"Как отполированная поверхность зеркала отражает все, что стоит перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи, так занимающийся каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия и гордыни, дабы надлежащим образом встретить все, с чем бы он не столкнулся" - так Фунакоши трактовал философскую концепцию кара (пустой, безкорыстный, истинный).

Каратэ для народа


В 1935 году Гичин Фунакоши ввел иероглиф До (путь), завершая идею сюгё (строгая дисциплина), которую проповедовали на Окинаве.

Фунакоши с соратниками провели огромную работу по унификации открытых для широких масс методов обучения. Обобщение этих, признанных всеми методов мастер отразил в своей новой книге, которую все специалисты использовали как учебник и руководство к действию. В 1936 году опубликована книга Каратэ-до Кьёхан: введены новые элементы в технике и ката. Фунакоши использовал и новые названия ката, которые отражали дух Японского языка, как предписывала школа традиционного этикета - огасавара. В арсенал официального каратэ-до не вошли многие ката из книги 1922 года. Высоко эффективные методы тренировки, основанные на них, являясь оздоровительным и кодированным методом самообороны в повседневной жизни, никак не подходили для открытого обучения.

В 1935 году, при поддержке национального комитета, начинает строиться первый зал каратэ-до. Весной 1936 года он был открыт под названием "Шотокан", на котором настояли ученики Фунакоши. "Шото" или "Сёто" - псевдоним учителя, "Кан" - здание, дом. В этом зале оттачивали свое мастерство самые достойные бойцы со всей Японии. Они с гордостью говорили: "Мы из Шотокана". В 1935 году провели первое спортивное (шиай) кумитэ по правилам иппон шобу, формируя каратэ-до (Шотокан) и как зрелищный, увлекательный вид спорта, давая развитие теории спорта как части системы воспитания духа и тела. Именно этой части мы обязаны развитием мирового каратэ-до. Однако мастер предупреждал еще тогда, что больший уход в сторону условно-показательного спорта приведет к потере сущности боевого духа, а гладиаторские бои в контактных схватках к потере понятия искуства боя, и призывал мастеров сохранять тонкую грань. Дух боевой нравственности, по сути своей оборонительный. В спорте понятие шиай заменяет понятие шобу (рукопашная схватка) и руководство принципом буай синкен шобу (смертельная схватка) и сеси-о тёэтсу (преодоление мысли о жизни и смерти) только символически присутствует в действиях на татами. Техника в основном направлена на самооборону. Санкционированное убийство врага

Hosted by uCoz